Матема́тика (от др.-греч. μάθημα — изучение, наука) — наука
о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на
основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов[1]. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов[2].
Математика — фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые
средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную
взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы[3].
Краткая историяАкадемиком А. Н. Колмогоровым предложена такая структура истории математики:
- Период зарождения математики, на протяжении которого был накоплен достаточно большой фактический материал;
- Период элементарной математики, начинающийся в VI—V веках до н. э. и завершающийся в конце XVI века («Запас понятий, с которыми имела дело математика до начала XVII века, составляет и до настоящего времени основу „элементарной математики", преподаваемой в начальной и средней школе»);
- Период математики переменных величин, охватывающий XVII—XVIII века, «который можно условно назвать также периодом „высшей математики"»;
- Период современной математики — математики XIX—XX века,
в ходе которого математикам пришлось «отнестись к процессу расширения
предмета математических исследований сознательно, поставив перед собой
задачу систематического изучения с достаточно общей точки зрения
возможных типов количественных отношений и пространственных форм».
Развитие математики началось вместе с тем, как человек стал использовать абстракции сколько-нибудь высокого уровня. Простая абстракция — числа;
осмысление того, что два яблока и два апельсина, несмотря на все их
различия, имеют что-то общее, а именно занимают обе руки одного
человека, — качественное достижение мышления человека. Кроме того, что
древние люди узнали, как считать конкретные объекты, они также поняли,
как вычислять и абстрактные количества, такие, как время: дни, сезоны, года. Из элементарного счёта естественным образом начала развиваться арифметика: сложение, вычитание, умножение и деление чисел.
Развитие математики опирается на письменность
и умение записывать числа. Наверно, древние люди сначала выражали
количество путём рисования чёрточек на земле или выцарапывали их на
древесине. Древние инки,
не имея иной системы письменности, представляли и сохраняли числовые
данные, используя сложную систему верёвочных узлов, так называемые кипу. Существовало множество различных систем счисления. Первые известные записи чисел были найдены в папирусе Ахмеса, созданном египтянами Среднего царства. Индская цивилизация разработала современную десятичную систему счисления, включающую концепцию нуля.
Исторически основные математические дисциплины появились под
воздействием необходимости вести расчёты в коммерческой сфере, при
измерении земель и для предсказания астрономических
явлений и, позже, для решения новых физических задач. Каждая из этих
сфер играет большую роль в широком развитии математики, заключающемся в
изучении структур, пространств и изменений.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%E5%EC%E0%F2%E8%EA%E0 |